Ирина Софиева
Ирина Софиева: "Гонки -- это сказка!"
Автогонки -- мужской вид спорта. Но, как известно, из каждого
правила существуют исключения. И практически во всех видах
автоспорта присутствуют или присутствовали представительницы
прекрасной половины человечества. В Чемпионате
Мира по ралли -- это Мишель Мутон, в ралли-рейдах -- Ютта Кляйншмидт,
в американских гонках -- Сара Фишер, в DTM и DTC -- Клаудиа Хюртген.
Были свои "амазонки" и в "Формуле-1", причем одна из них -- Лелла
Ломбарди -- однажды даже финишировала в шестерке лучших и завоевала
зачетные очки! В российском автокроссе "слабый пол" представляет
Ирина Софиева. В Воронеже она известна больше, чем многие ее
коллеги-мужчины. Во всяком случае, автограф у нее просят гораздо
чаще, чем у других спорсменов! Во время заключительного этапа Кубка
"АвтоМага" Софиева согласилась ответить на вопросы нашего журнала.
-- Ирина, что привело Вас в автоспорт?
-- В восьмидесятые годы я училась в МАДИ и играла в волейбол за
институтскую команду, а про автоспорт даже не думала. Но однажды я
оказалась в компании, где один парень рассказывал, как он здорово
ездил с гонщиками в разные города и, в частности, в Ригу. Я в то
время тоже много путешествовала по стране со своей волейбольной
командой, но в Риге побывать все-таки не довелось. Хотя очень
хотелось! Просто так, чтобы поддержать разговор, я сказала ему об
этом. А он в ответ мерзким голосом заявил: тебе, мол, там никогда и
не быть, потому что девчонок в автогонки не берут! Меня заело. Как
это -- не берут?! Меня обязательно возьмут! На следующий день я
пошла на кафедру и поведала там о своем желании заниматься
автоспортом. Минут сорок мне объясняли, что это не женское дело, а
потом махнули рукой: черт с тобой, садись в машину, поехали на
полигон. Так я оказалась в лаборатории спортивных автомобилей МАДИ.
-- С чего Вы там начинали?
-- Я работала механиком у "кольцевиков". Поначалу мне поручали
только вымыть пол и разложить инструмент после рабочего дня. Однажды
доверили помыть "багги", и я была так счастлива, что когда ехала
домой на автобусе (полигон МАДИ находится на 34 километре
Ленинградского шоссе), ко мне подошел незнакомый мужик и спросил:
"Девушка, у Вас такое счастливое лицо. Вы, наверное, завтра замуж
выходите?". Я промолчала. Мужик все равно бы меня не понял...
Постепенно я освоилась в команде, и мне вручили карт: гоняйся, мол!
Однако картинг меня не очень-то и привлекал. Мне хотелось выступать
в "кузовах"... Тем не менее я стартовала в нескольких гонках, но без
особого результата. В основном я, конечно, была механиком.
-- А как стали гонщиком?
-- Я окончила МАДИ по специальности "автомобили для спорта".
Распределение у нас было свободное, но на постоянную работу в
лабораторию спортивных автомобилей меня не взяли, и я пошла работать
в институт атомной энергии имени Курчатова. При институте
функционировал спортивно-технический клуб "Курчатовец". Там была
кроссовая команда, известная в свое время по выступлениям на
"УАЗах". Они выигрывали Чемпионат Москвы, занимали призовые места на
Чемпионате страны. В СТК "Курчатовец" меня взяли в качестве
механика. Но здесь я ездила на "техничке" и иногда даже стартовала в
гонках. Правда, называть себя гонщиком я могла только с большой
натяжкой. Я была механиком... Если пилоту основного состава
требовалась моя помощь, в своем заезде я не выступала. Просто мне
как механику давали возможность прокатиться, понять гонки изнутри.
Вот и все.
-- Но постепенно Вы все же вышли на профессиональный уровень...
-- Да. В 1994 году тренер отдал мне свою машину -- "Крысу". Кстати,
у нас все автомобили имеют имя и пол. Вот сейчас два мальчика -- "Зелюк"
(№17 -- автомобиль Ирины -- прим. авт.) и "Тепа" (№ 18 -- автомобиль
Владимира Добровольского -- прим. авт.). Вот тогда-то все и
началось. Вместе с Володей Добровольским (он тоже был в СТК "Курчатовец")
мы создали совместную команду и начали выступать в автогонках.
-- И каковы достижения Вашего тандема?
-- Я завоевала "бронзу" Кубка России по автокроссу и выиграла
Чемпионат Санкт-Петербурга по зимним кольцевым гонкам. А
Добровольский дважды побеждал на Кубке России по автокроссу.
-- На Ваших автомобилях красуется надпись: КЭЧ "Хользуны". Это Ваш
спонсор?
-- Можно сказать и так. Вообще же это военные.
Коммунально-эксплутационная часть Хользуновского района. Они нам
помогают с помещением, на их территории у нас холодный бокс, где
стоит наша техника.
-- Вы упомянули, что Ваша специальность -- "автомобили для спорта".
Выбрали ее уже после того как начали работать в лаборатории
спортивных автомобилей?
-- Да. Но к спорту меня тянуло всегда. Одиннадцать лет я играла в
волейбол, также занималась подводным плаванием и немного каталась на
фигурных коньках. Во мне очень силен соревновательный дух. Если мы с
Вами возьмемся что-то делать -- неважно что, пусть даже картошку
чистить, я буду косить все время в Вашу сторону, стараться сделать
лучше и быстрее.
-- Как складывалась Ваша волейбольная карьера?
-- Когда я училась в школе, то играла за команду детско-юношеской
спортивной школы Ленинградского района города Москвы. Мы были
чемпионками столицы! До сих пор не понимаю, как я совмещала учебу в
английской спецшколе и две тренировки в день. Одна тренировка
проходила утром, то есть во время уроков в общеобразовательной
школе, а вторая -- после занятий. С утра я бежала на тренировку,
потом приходила в спецшколу на второй урок, закатывала глаза, врала
про какие-то безумные болезни, рассказывала как мне было плохо. Но
поскольку училась я хорошо, мне все сходило с рук.
-- Что привлекает Вас в автогонках?
-- Все! Сами гонки, взаимотношения внутри команды, отношения между
командами, вечерние посиделки. Когда мы здесь, то повседневные
проблемы отступают на второй план! Здесь есть только гонки, спорт,
азарт, а всего остального просто нет. Это совершенно непередаваемое
ощущение. Будто в сказке!
-- Расскажите, пожалуйста, напоследок какой-нибудь курьез из Вашего
спортивного опыта.
-- Однажды, когда я была механиком, мы приехали на гонку, и один из
пилотов "УАЗов" -- Виктор Булычев -- по каким-то причинам не смог в
ней участвовать. А стартовый взнос был уже заплачен! Руководство
команды посадило на "УАЗик" меня. Опыта пилотирования тогда
практически не было, я ехала в прогулочном темпе и с единственной
целью -- добраться до финиша. Под занавес гонки меня догнал один из
соперников, но обгонять не стал, хотя и шел в гораздо более быстром
темпе. Почему? Загадка разрешилась только после окончания заездов.
Оказывается, один из фаворитов в результате гоночного инцидента
откатился далеко назад и бросился наверстывать упущенное. О замене
он не знал и когда догнал меня, то полагал, что догнал Булычева,
который в большинстве гонок держался на втором-третьем местах и
вышел в лидирующую группу. А раз так, то рисковать смысла нет! Когда
же гонщик заподозрил неладное было уже поздно -- финиш!
Евгений Решетов. |